Новости

Новости

29 ноября 2017

Архангельский историк принял участие в международном научном семинаре

Научная дискуссия проходила в германо-российском музее Берлин-Карлсхорст и была посвящена 75-летию Сталинградской битвы. В ней приняли участие историк из Архангельска, сотрудник института открытого образования Роман Болдырев и профессор Потсдамского университета Зёнке Найтцель. Роман Юрьевич представил российский подход к изучению этого переломного события Великой Отечественной и Второй мировой войны, а профессор из Германии - немецкую точку зрения.

- Сталинградская битва не воспринимается изолированно в российской исторической науке, а вписывается в рамки более общего понятия – «Коренной перелом в Великой Отечественной и Второй мировой войне». В него обычно включаются четыре крупных сражения лета 1942 – осени 1943 года, объединенных единой логикой: Сталинградская битва, прорыв блокады Ленинграда (операция «Искра»), Курская битва («Курская дуга»), форсирование Днепра, - пояснил Роман Болдырев.

По словам историка, Сталинградская битва, продолжавшаяся 200 дней, имела огромное значение: общие потери немцев и их союзников составили около 1,5 млн. человек. Был подорван моральный дух армии и населения Германии, Красная Армия овладела стратегической инициативой, начался коренной перелом в войне. В результате коренного перелома на восточном фронте линия фронта отодвинулась на запад на 500-1300 км и было освобождено 50% оккупированной советской территории. Общие потери немцев за 1942-1943 годы составили 2,6 млн. человек. Для их компенсации Гитлеру пришлось перебрасывать резервы из Западной и Южной Европы, что облегчило наступление союзников в Италии и высадку в Нормандии.

В Германии история Второй мировой войны изучается достаточно кратко: это буквально два-три урока в школах. Во многом это связано с нежеланием акцентировать внимание на военных страницах истории страны, гораздо больше времени отводится на ознакомление с нацистским режимом в самой Германии и политикой Холокоста. Вторая причина – наличие большого количества эмигрантов. В мультиэтничной среде, когда за одной партой могут оказаться как потомки обеих враждовавших в той войне сторон, так и выходцы из бывших нейтральных стран, сложно преподавать историю Второй мировой войны: если для одних эта тема может стать поводом для межличностного конфликта, то для других она может быть совершенно неинтересна.

Финишировал семинар научной дискуссией, которая вышла далеко за рамки заявленной темы. На ней ученые и участники семинара обсудили как сохраняется память о Великой Отечественной и Второй мировой войне в российском и немецком обществе, какова роль Иосифа Сталина в войне и в целом в развитии СССР и многие другие вопросы.