Новости

В Архангельске прошел региональный педагогический форум Он приурочен к 85-летию высшего педагогического образования в Поморье 11 декабря 2017

В Архангельске прошел региональный педагогический форум Он приурочен к 85-летию высшего педагогического образования в Поморье

История высшей школы началась с появлением в Архангельске в конце 1932 года пединститута для переквалификации учителей. Занятия начались 13 ноября. Было открыто четыре отделения: историческое, литературное, физическое и биологическое.
Сегодня в рядах педагогов Архангельской области около 12 тысяч человек. Альма-матер для большинства из них является вуз столицы Поморья, который в разные времена назывался АГПИ – ПГУ – САФУ.
В ходе торжественной церемонии открытия регионального педагогического форума к ветеранам, сегодняшним учителям и студентам обратились заместитель председателя правительства Архангельской области Екатерина Прокопьева, ректор САФУ Елена Кудряшова, министр образования и науки Поморья Сергей Котлов. Глава ведомства также вручил благодарности ветеранам-педагогам.
Основные направления работы форума:
•    инновационные технологии в воспитании и образовании школьников;
•    информатизация образования;
•    экологическое образование школьников;
•    профилактика эмоционального выгорания педагогов;
•    технологии коррекции деструктивного поведения школьников.
— На площадках форума обсуждаются современные вызовы, стоящие перед системой образования. Впрочем, тематика дискуссий выйдет за рамки профессиональных задач. Так, в центре внимания – вопросы, связанные с развитием экономики нашего региона и страны в целом, – рассказала заместитель председателя правительства Архангельской области Екатерина Прокопьева.

Помимо дискуссионных площадок организованы и мастер-классы. Стоит подчеркнуть, что форум проходит в год 80-летия Архангельской области, что также нашло отражение в тематике выступлений представителей педагогического сообщества. На площадке, где обсудили  региональный историко-культурный стандарт Архангельской области, модератором был  доцент кафедры теории и методики предмета института открытого образования Роман Болдырев.

Региональный историко-культурный стандарт Архангельской области содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию региональной истории в современной школе с перечнем рекомендуемых для изучения тем, событий и персоналий.

- Последний раз учебное пособие «Наш край в истории СССР» под редакцией профессоров Анатолия Куратова, Георгия Фруменкова и Юрия Новожилова публиковалось в Архангельской области в 1979 году. Региональный компонент позволяет выявить общность судеб земляков, позволяет найти собственное место в жизни и истории своей малой родины, - пояснил актуальность вопроса Роман Юрьевич.
По мнению авторов стандарта наиболее трудной задачей стало определение историко-географического пространства. Это связано с тем, что в нынешних границах регион появился только в 1937 году. При этом в разные исторические периоды в состав региона входили территория Мурманской области (до 13 июня 1921 года), беломорская часть Республики Карелия (до 4 августа 1920 года), территория Республики Коми (до 1936 года). Исключать все эти регионы из истории края было бы неправильным. Региональный историко-культурный стандарт Архангельской области предусматривает следующий порядок изучения истории Архангельского Севера в соответствии с изучением курса отечественной истории: 6-й класс – история края с древнейших времен до конца ХV века; 7-й класс – история края в ХVI–ХVII веках; 8-й класс – история края в ХVIII веке; 9-й класс – история края в ХIX – начале ХХ века; 10-й класс – история края в ХХ–ХXI веках.

- Модели изучения историко-краеведческого материала образовательные учреждения определяют самостоятельно. Это может быть отдельный предмет, отдельный модуль (5-10 уроков ежегодно) в рамках общего курса Истории России в 6-10 классах,  а также дополнительный материал во внеурочной работе, - отметил ученый. В истории Архангельского Севера выделены девять периодов, хронологически совпадающие с периодизацией федерального историко-культурного стандарта, что позволяет легко синтезировать изучение региональной истории в общефедеральный курс. В мае-июне 2017 года проведено рецензирование текста документа.

- На основе регионального историко-культурного стандарта уже готовится учебно-методический комплекс, который будет включать в себя учебник, рабочую тетрадь, хрестоматию, исторический атлас и методическое пособие для учителя, - обозначил перспективы Роман Болдырев.

В рамках площадки была осуществлена и презентация методического оформления будущего учебника.

На форуме  было организовано проведение лекций и практических семинаров для педагогов, на которых обсудили такие проблемы, как новые формы и приемы работы с детьми, цифровизация образования, психологические трудности практикующего учителя, работа в условиях профессионального стандарта. Программа форума охватила всех учителей-предметников.
Кроме того на форуме работала проектировочная площадка «Методическое сопровождение педагогов образовательных организаций в условиях введения профессиональных стандартов». Её модераторами стали заведующий кафедрой педагогики и психологии Архангельского областного института открытого образования Светлана Горячкова и  директор центра развития тьюторской практики Архангельского областного института открытого образования Елена Балагина.