Ученый совет
menu
visibility
Версия для слабовидящих
sms
Обращения граждан
person
Личный кабинет

Cведения об образовательной организации

Ученый совет

заведующий кафедрой коррекционной педагогики, кандидат педагогических наук, доцент
Соловьёва Людмила Георгиевна
(8182) 24-31-33
sollg@mail.ru, Skype: kkp_ippk
163000, Архангельск, пр. Чумбарова-Лучинского, д. 20, каб. 21, 23

Образование:

Высшее. Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственный педагогический институт им. В.И. Ленина, 1986, по специальности-дефектология, присвоена квалификация-учителя-логопеда, учителя русского языка и литературы школ для детей с тяжелыми нарушениями речи

Ученая степень:

кандидат педагогических наук, 1998

Ученое звание:

доцент по кафедре коррекционной педагогики, 2002

Общий стаж работы:

38 лет

Стаж работы по специальности:

31 год (н/педагогический), 33 года (педагогический)

Продолжительность опыта (лет) работы в профессиональной сфере, соответствующей образовательной деятельности по реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей):

14 лет 8 месяцев

Повышение квалификации:

1. С 05.11.2015 по 06.11.2015, АО ИОО, «ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», 16 часов;
2. С 06.02.2015 по 26.06.2015, ГБОУ ВПО г. Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет», Методология и технология реализации федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы, 72 ч;
3. С 14.12.2015 по 15.12.2015, АО ИОО, Организационно-методические основы введения ФГОС НОО обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, 16 ч;
4. С 17.12.2015 по 18.12.2015, АО ИОО, ФГОС для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, 16 ч;
5. С 22.06.2015 по 30.10.2015, ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» г. Москва, Организация включения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в сферу дополнительного образования, 72 часа.
6. С 02.09.2016 по 30.09.2016, ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов в образовательных организациях», 72 часа.
7. С 12.12.2016 по 13.12.2016, АО ИОО, «Вопросы проектирования адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации», 16 ч.
8. С 28.12.2015 по 28.11.2016, АО ИОО, «Профессиональный стандарт педагога дополнительного профессионального образования: от содержания к реализации», 40 ч.
9. С 26.12.2016 по 15.02.2017, АО ИОО, «Подготовка экспертов для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования», 24 ч.
10. С 23.09.2019 по 08.10.2019, АО ИОО, Навигация, консультирование родителей, воспитывающих детей с разными образовательными потребностями и оказание им информационно-методической помощи», 72 ч.
11. С 19.12.2019 по 26.12.2019, АО ИОО, «Оказание первой помощи», 16 ч.
12. С 04.12.2019 по 05.12.2019, Центр развивающих игр и методик (г. Санкт-Петербург), «Организация коррекционной и образовательной деятельности в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с ТНР в соответствии с ФГОС ДО», 16 ч.
13. С 06.04.2019 по 07.04.2019, АНОДПО «Центр интеллектуального и профессионального развития» (г. Тольятти), «Диспраксия, нарушения сенсорной интеграции и тяжелые нарушения речи: нейропсихологическая помощь», 16 ч.
14. С 07.11.2019 по 08.11.2019, АО ИОО, «Базовые компетенции педагога (специалиста) в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья», 16 ч.
15. С 09-19.03.2021, «Оказание первой помощи», АО ИОО, 16 ч.
16. С 26.04.2021  по 30.04.2021, «Организация ранней коррекционной помощи детям с ОВЗ и инвалидностью и их семьям», ФГБ НУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» (г. Москва), 72 ч.
17. С 09.09.2021 по 24.09.2021, «Основные направления в деятельности педагога дополнительного образования», 24ч, ГАОУ ДПО «АО ИОО».
18. С 28.02.2023 по 27.03.2023, ФГАОУ ДПО «Академия реализации государственной политики и Профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации», «Профессионально-общественная экспертиза дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогических работников», 36ч.
19. С 11.12.2023 по 20.12. 2023 г.  «Работа с нарушением пищевого поведения у ребенка с РАС», АНО ДПО «Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства», 36 ч.
20. С 18.03.2024 по 05.04.2024г.,  «Доказательная оценка инклюзивных практик в образовании», ФГБОУ ВО «МГППУ»,  16 ч.


Публикации, работа в профессиональных конкурсах, инновационная работа:

  • Развитие диалогического взаимодействия дошкольников с речевыми нарушениями: монография/Л.Г.Соловьева; Поморский государственный университет им. М.В.Ломоносова. – Архангельск: Поморский университет, 2006.-164с.
  • Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция: монография/ под ред. Г.В.Чиркиной, Л.Г.Соловьевой. – Архангельск: Поморский университет, 2009.- 403.
  • Соловьева Л.Г. Особенности языковой и коммуникативной компетенции дошкольников с речевыми нарушениями // Теория и методика педагогической работы. В 2 книгах. К.1.: монография / под общ. Ред. С.В.Куприенко; SWorld. – Одесса: Куприенко С.В., 2012-156с.:ил.,табл.
  • Игра и развитие ребенка: хрестоматия /сост. Л.Г.Соловьева, А.С.Михашина; Поморский го. ун-т им. М.В.Ломоносова.-Архангельск: Поморский университет, 2008. – 552с.
  • Дети с ограниченными возможностями здоровья. Развитие ребенка в игре: хрестоматия/сост. Л.Г. Соловьева, А.С.Михашина.- Архангельск: изд – во АО ИППК РО, 2012. – 180с. –ISBN 978-5-85151-137-0.
  • L.G.Solovjeva Karakteristiske trek ved spill hos elder forskolen med talevansker // Skolepsykologi, 2010, № 4, с. 57-61.
  • Solovyova L.G. FEATURES OF LANGUAGE AND COMMUNICATIVE COMPETENCE OF PRESCHOOL CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS\\ Research Bulletin SWorld\\Modern scientific research and their practical application \\lssn 2227-6920 \\ VolumeJ11204. 2012
  • Логопедия: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Л.Г.Соловьева, Г.Н. Градова. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 208с.-
  • Основы специальной педагогики и психологии: учеб.пособие/авт.-сост.-Л.Г.Соловьева, А.С.Михашина. – Архангельск: Изд-во АО ИОО, 2915.-103с.
  • Инклюзивное образование в образовательной организации: управленческий аспект: метод.пособие/авт.-сост. Л.Г.Соловьева, М.А.Денисенко, И.С.Вашукова. – Архангельск: Изд-во АО ИОО, 2015.-106с.
  • Региональная политика и практика инклюзивного образования: коллективная монография: [16+] / М-во образования и науки Арханг. обл., Арханг. обл. ин-т открытого образования; [под науч. ред. Соловьёвой Л. Г.]. – Архангельск: КИРА, 2015. – 160 с.
  • Дети с ОВЗ: проектирование рабочей документации педагога и специалиста в соответствии с требованиями ФГОС: методическое пособие/авт-сост.Соловьева Л.Г., Хайдарова М.О.-Архангельск:изд-во АО ИОО, 2020.-144.
  • Квест без опасности (адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа): сборник/авт. В.Г.Вишнякова, С.В.Фокина; отв. за вып. Л.Г.Соловьева, Е.А.Созонова.-Архангельск: изд-во АО ИОО, 2020.-36с..
  • Соловьева Л. Г.ПЕДАГОГ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ: ВОПРОСЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / PROчтение: дислексия в XXI веке. Сборник материалов IХ Международной научно-практической конференции Российской ассоциации дислексии (10 сентября 2020 г., Москва) [Электронное издание] / под общ. ред. О. А. Величенковой и А. В. Лагутиной. – Москва : Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2020. – 319 с. ISBN 978-5-98269-224-5 http://www.pushkin.institute/science/konferencii/prochtenie/Sbornik_Dis_2020b.pdf
  • Соловьева Л.Г. Особенности языковой и коммуникативной компетенции старших дошкольников с общим недоразвитием речи //М 63 МИР специальной педагогики и психологии. Научно-практический альманах. Выпуск 12-13. - М.: ЛОГОМАГ, 2020. – 128с.
  • Дети с ОВЗ: панорама практик: сборник материалов регионального заочного конкурса/ под общей ред. Соловьевой Л.Г., отв. за выпуск Дрочнева Т.Л.,Хайдарова М.О.– Архангельск: изд-во АО ИОО, 2020. – с.
  • Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста в контексте ФГОС: сборник материалов/общ.ред.Соловьевой Л.Г., Хайдаровой М.О. – Архангельск: изд-во АО ИОО, 2021.-87с.
  • Стратегия развития коррекционной школы в современных условиях: сб.мат/под. ред. Соловьевой Л.Г.: отв. за вып. Евсеева С.А., Хайдарова М.О.- Архангельск: изд-во АО ИОО, 2020.-147с.
  • НАВИГАТОР ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА: электронное пособие /авторы-составители: Хайдарова М.О., Соловьева Л.Г., Евсеева С.А. – Архангельск, АО ИОО, 2020.
  • Ляпина И. С. Оценка эффективности организации деятельности психолого-медико-педагогической комиссии / И. С. Ляпина, Л. Г. Соловьева // Сев. Двина : сетевой информационно-методический журнал. - 2020. - № 6. - С. 62-67. - Библиогр. в конце ст.
  • Введение в специальную педагогику и психологию: учеб.пособие/авт.-сост. Соловьева Л.Г., Хайдарова М.О., - Архангельск: изд-во АО ИОО, 2021.- 119с.
  • Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник материалов/сост. Соловьева Л.Г., Дрочнева Т.Л., Ширяева Л.В., Колбина М.Ю.- Архангельск: Изд-во АО ИОО, 2021.- 160 с.
  • Образование детей с особыми образовательными потребностями: про-странство диалога: сборник материалов регионального Интернет-форума /под общ. ред. Соловьевой Л.Г., Хайдаровой М.О., Колбиной М.Ю. – Архангельск: Изд-во АО ИОО, 2021. – 195 с.
  • Логопедический тренажер. Часть 1: практ. пособие /авт.-сост. Л.Г.Соловьева, М.О.Хайдарова, С.А.Евсеева. – Архангельск: изд-во АО ИОО, 2002.-104с.
  • ДК    376 ББК     74.50 Хайдарова, М.О. Доброшкола: опыт участия в проекте: сборник материалов / Л.Г. Соловьева; М.О. Хайдарова .— Архангельск : Изд-во АО ИОО, 2022 .— 170 с. — URL: https://rucont.ru/efd/817104 (дата обращения: 28.02.2023)
  • Мастерская ремёсел: дополнительное образование детей с ОВЗ : сборник материалов / ред.: Л.Г. Соловьева [и др.] .— Архангельск : Изд-во АО ИОО, 2022 .— 103 с. ил. — URL: https://rucont.ru/efd/819911 (дата обращения: 07.04.2023).
  • Соловьева Л.Г. Логопедия: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Л.Г.Соловьева, Г.Н. Градова. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 208с 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов.
  • Логопедический тренажер 2 часть/ практ. пособие /авт.-сост. Л.Г.Соловьева,– Архангельск: изд-во АО ИОО, 2003.-100с.
  • Наш край Поморье: программа коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи/авт-сост. Ю.Д.Ширяева; общая редакция: Л.Г. Соловьева,– Архангельск: изд-во АО ИОО, 2023.- … с.
  • Опыт реализации инклюзивного образования в регионе: сборник материалов / под общей ред. Соловьевой Л.Г., Колбиной М.Ю. – Архангельск: изд-во АО ИОО, 2024. – с.
  • Соловьева, Л.Г. II Региональный заочный конкурс практических пособий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья : сборник материалов / М.Ю. Колбина; Л.Г. Соловьева .— Архангельск : Изд-во АО ИОО, 2024 .— 165 с. — URL: https://lib.rucont.ru/efd/909972 (дата обращения: 02.11.2024) Внешний источник (LTI): https://lib.rucont.ru/lti/tool?goto=909972
  • Программно-методическое обеспечение деятельности школьного логопеда : сборник материалов/ авт-сост. Л.Г. Соловьева, Хайдарова М.О.– Архангельск: изд-во АО ИОО, 2024.- 67с
  • Соловьева Л. Г. Логопедия : учебник и практикум для вузов / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 191 с. — (Высшее образование).
  • Л.Г.Соловьева. Логопедия: курс лекций с практикумом: учеб.. пособие, Л. Г. Соловьёва/ Г. Н. Градова. — Архангельск: изд-во АО ИОО, 2025.
  • Соловьева Л.Г. Особенности языковой и коммуникативной компетенции ч тврших дошкольников с общим недоразвитием речи // Белая книга. Галина васильевна Чиркина: Лучшее, что было с нами…/авт-сост. М.Н.Русецкая, Е.Н.Российская – М.: НКЦ Образование 2025.- 214с.: сил.ISBN 978-5-4441-0348-7

Работа в профессиональных конкурсах:

  • Член жюри в номинации «Лучший инклюзивный детский сад» Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа»;

  • Член жюри  регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа»;

  • Председатель жюри в номинации «Учитель-логопед» регионального этапа Всероссийского конкурса  «Учитель-дефектолог».

  • Председатель жюри в номинации «Педагог-дефектолог» регионального этапа Всероссийского конкурса «Воспитать человека».


Реализация инновационных проектов:

  • Организация и функционирование профессионального сообщества педагогов-дефектологов Архангельской области.

  • Организационно-методическое сопровождение деятельности лабораторий кафедры по вопроса развития образования детей с ОВЗ (на базе образовательных и иных организаций)

  • Обеспечение функционирования информационного ресурса «Малыш и Родители» на портале «Образование Архангельской области».



Преподаваемые учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направления деятельности:

  • Нарушения письма и чтения; коррекция миофункциональных нарушений в логопедической практике; игровое и диалогическое взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями; инклюзивное образование.


Преподаваемые дисциплины:
  • «Логопедия (дислалия, ринолалия, заикание, нарушение голоса, нарушения письменной речи)», «Специальная педагогика и психология», «Теория и практика инклюзивного образования», «Психолингвистика»,  «Обучение и воспитание детей с нарушениями речи», «Тьюторское сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»,  «Онто-и дизонтогенез речевой деятельности».


close