Реализация инновационных проектов:
1. 2019 год, АО ИОО, «Технология проектирования современных форм организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования», 40 часов;
2. 2023 год, АО ИОО, Информационно-коммуниционная компетентность педагога, 72 часа;
3. 2023 год, ООО «Московский институт ПП и ПК педагогов», Применение игровых пособий в обучении, 36 часов;
4. 2024 год, АО ИОО, «Путь к успеху» – подготовка к конкурсам профессионального мастерства, 72 часа;
5. 2024 год, АО ИОО, Обобщение педагогического опыта, 16 часов;
6. 2025 год, ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М,В. Ломоносова», «Медиация как средство разрешения конфликтов в образовательной среде», 32 часа.
Армеева Е.В., Труфанова О.Н. Городской физико-математический проект «ФиМаФест» // Математическая подготовка в школе и вузе: содержание и технологии : материалы 43-го Международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов. – Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2024. ‒ С. 259-266
Методика преподавания математики.
Преподаваемые дисциплины:
Чтение лекций в модулях дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогов:
Содержание и методика преподавания математики в условиях реализации ФГОС ООО, ФГОС СОО
Совершенствование профессиональных компетенций учителя в части подготовки обучающихся к ГИА по учебному предмету «Математика»
Профессиональные интересы
С 30.01.2023 по 13.12.2023, АО ИОО, «Менеджмент и экономика образования»
Работа в профессиональных конкурсах:
2006–2010 – заместитель директора по учебно-воспитательной работе Муниципального образовательного учреждения «Общеобразовательная гимназия №6» города Архангельска
2010–2014 – директор Архангельского регионального центра дистанционного обучения, старший преподаватель кафедры теории и методики предмета Архангельского областного института открытого образования.
С ноября 2014 - директор Центра образовательных инфотехнологий, старший преподаватель кафедры теории и методики предмета Архангельского областного института открытого образования.
Публикации
2014 год:
2015 год:
2016 год:
2017 год:
Планирование в детском саду: метод. реком./авт.-сост. И.С. Вашукова, Н.А. Кочкина, Л.А. Куроптева.- Архангельск: изд-во АО ИОО, 2021.- 79 с.
Менеджмент в сфере образования: учебно-метод. пособие/авт.-сост. И.С. Вашукова, С.А. Горячкова, И.В. Федосеева.- Архангельск: изд-во АО ИОО, 2021.- 64 с.
Основы проектного управления: сборник материалов/авт.-сост. И.С. Вашукова, С.А. Горячкова - Архангельск: изд-во АО ИОО, 2021.- 38 с.
Составление локальных нормативных актов образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, по внеурочной деятельности: метод. реком./ авт.-сост. Вашукова И.С., Федосеева И.В. - Архангельск: изд-во АО ИОО, 2021.- 33 с.
Что надо знать руководителю образовательной организации о новых требованиях к проверкам: метол. Рекомендации. Вып. 1/сост. Федосеева И.В., Вашукова И.С.- Архангельск: изд-во АО ИОО, 2022.- 50 с.
Развитие государственно-общественного управления и общественно-деловых объединений в образовательных организациях: метод. рекомендации/авт.-сост. Федосеева И.В., Вашукова И.С.- Архангельск: изд-во АО ИОО, 2022.- 80 с.
Изменения ФГОС начального и основного общего образования: алгоритм действий для управленческой команды: метод. рекомендации/сост. Вашукова И.С., Денисенко М.А., Курилова И.А.- Архангельск: изд-во АО ИОО, 2022.- 85 с.
Статьи:
Публикации:
Инновационная деятельность
1. Организационное сопровождение методической деятельности Института
2. Организационное сопровождение корпоративного повышения квалификации педагогических работников института;
3. Организационно-методическое обеспечение мониторинга качества образовательных и иных услуг, оказываемых Институтом (участие в разработке инструментария оценки качества образовательных, обработка данных, создание отчетов по итогам мониторинга качества образовательных услуг и пр.).
4. Осуществление мониторинга качества разрабатываемых дополнительных профессиональных программ института
5. Сопровождение федерального реестра дополнительных профессиональных программ повышения квалификации (подготовка программ к размещению в реестре, подготовка отчётов о проученных по программам и пр.)
6. Регистрация и/или сопровождение участников очных научно-практических мероприятий, организуемых институтом для педагогов/обучающихся Архангельской области.
Инновационная работа:
Член жюри III регионального заочного конкурса видеоматериалов и методических разработок «Знаю. Умею. Научу» (2022г, 2023 г.)
Член жюри регионального этапа Всероссийского Конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя (2022 г., 2023 г., 2024 г., 2025 г.)
Эксперт, осуществляющий общественную экспертизу в рамках Регламента независимой оценки качества дополнительных общеразвивающих программ» на соответствие Требованиям к условиям и порядку оказания государственной (муниципальной) услуги «реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальными сертификатами (2023 г., 2024 г., 2025 г.)
Член жюри регионального этапа III Всероссийского дистанционного конкурса среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий (2023 г.)
Член жюри областного конкурса «Воспитать человека» (2023, 2025 г.)
Член жюри областного конкурса «Учитель года» (2022 г., 2024 г.)
Член жюри регионального заочного конкурса «Коллекция школьных событий» (2025 г.)
Проектирование и анализ воспитательного мероприятия
Оценка качества рабочих программ воспитания
Проектирование образовательного события
Организация клубной деятельности в школе
Программа просвещения родителей (законных представителей) обучающихся
Образовательные технологии в воспитательной работе
Основы социального проектирования
Основы общей педагогики
Теория и методика воспитания обучающихся
Образовательные технологии и педагогические техники
Проектирование образовательной программы
Структура и содержание выпускного аттестационного проекта
Педагогика дополнительного образования
Проектирование дополнительных общеобразовательных программ
Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы
Методическая работа педагога дополнительного образования
Проектирование и анализ занятий с обучающимися творческого объединения
Взаимодействие педагога с родителями обучающихся в воспитательном процессе
Педагогическая психология и основы общей педагогики
Организация методической работы в образовательной организации
Управление процессом разработки и реализации образовательных программ
Публикации
2014 год:
2015 год:
2016 год:
2017 год:
2018 год:
2019 год:
Статья:
Работа в профессиональных конкурсах:
Организатор региональных этапов Всероссийских конкурсов профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России», «Лучшая инклюзивная школа России »
Реализация инновационных проектов:
Организация и функционирование профессионального сообщества педагогов-дефектологов Архангельской области.
Организационно-методическое сопровождение деятельности лабораторий кафедры коррекционной педагогики (на базе образовательных и некоммерческих организаций)
Обеспечение функционирования информационного ресурса «Малыш и Родители» на портале «Образование Архангельской области»
-
1. ФГАОУВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», 2012, филология, филолог, преподаватель;
2. ФГАОУВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.С 26.05.2025 по 06.06.2025, АО ИОО, Использование дистанционных образовательных технологий в системе дополнительного профессионального образования, 32 ч.
С 1.04.2024 по 14.06.2024, АО ИОО, «Путь к успеху» - подготовка к конкурсам профессионального мастерства», 72 ч.
-
Работа в профессиональных конкурсах:
Статьи:
Инновационная деятельность:
2003-2008 МПЛ № 9 им. С. Н. Орешкова
2008-2012 Архангельский техникум экономики, статистики и информатики
2012-по настоящее время Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Архангельский областной институт открытого образования»
Работа в профессиональных конкурсах:
Участие в организации работы с экспертами и специалистами центра сканирования при проведении всероссийских проверочных работ по образовательным программам среднего профессионального образования в 2024 году.
Участие в работе жюри II этапа областных Ломоносовских чтений среди обучающихся государственных профессиональных образовательных учреждений Архангельской области (2024 г.)
Участие в работе жюри регионального фестиваля профессий и специальностей «Мастерство и вдохновение» (2025 г.)
Участие в составе экспертного совета по проведению экспертизы проектных заявок на признание образовательных организаций региональными инновационными площадками (2025 г.)
Реализация инновационных проектов:
-
1. Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2000, филология, учитель немецкого и английского языков.
2. ГОУ ВПО « Архангельский государственный технический университет», 2007, финансы и кредит, экономист.
2017 год, «Контактная система в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд по №44-ФЗ», «Федеральный закон №223-ФЗ:управление закупками отдельными видами юридических лиц»
Участие в Конференциях:
Преподаваемые дисциплины:
Высшее.
ФГАОУВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», 2017, филология, бакалавр.
ФГАОУВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.
методика преподавания русского языка и литературы
качество образования, федеральные государственные образовательные стандарты, нормативно-правовые основы деятельности образовательных организаций
Котласское педагогическое училище, «преподавание в начальных классах, воспитатель группы продленного дня», учитель начальных классах, воспитатель группы продленного дня, 19.06.1994.
г. Архангельск, ГОУ ВПО «Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова», «педагогика и методика начального образования», учитель начальных классов и педагог-психолог, 28.04.2003.
Научно-методическое сопровождение реализации концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Искусство»
Инновационный проект «Диагностический инструментарий для внутренней оценки профессиональной компетенции учителя-предметника по направлению «Обучение»
Мировая художественная культура, методика преподавания изобразительного искусства
Аттестация педагогических работников: опыт взаимодействия с сетевыми профессиональными педагогическими сообществами в Архангельской области [Электронный ресурс] / Н.В. Наумова, Ю.Б. Ешкилев // Конференциум АСОУ [Текстовое, изобразительное электронное издание]: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Вып. 2 / ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»; сост. Е.А. Руднев, научн. ред. Л.Н. Горбунова. – М.: АСОУ, 2019. – С. 239-244. – 0,33 п.л.
В помощь организаторам и участникам областного конкурса «Учитель года»: сб. метод. материалов / Арханг. обл. ин-т переподготовки и повышения квалификации работников образования; [сост. Н. В. Наумова [и др.]]. - Архангельск : АО ИППК РО, 2006. - 47 с. : ил. - Библиогр. в тексте.
В помощь организаторам и участникам областного конкурса «Учитель года»: сб. метод. материалов / Арханг. обл. ин-т переподготовки и повышения квалификации работников образования; [сост. Н. В. Лисненко, С. Н. Шаромова; отв. за вып. Н. В. Наумова]. - 2-е изд., перераб., доп. - Архангельск : АО ИППК РО, 2008. - 62 с. : ил.
Воспитательная система образовательного учреждения: метод. рек. / Арханг. обл. ин-т переподготовки и повышения квалификации работников образования; [сост. С. А. Горячкова, Н. В. Наумова, И. П. Панфилова; отв. ред. И. П. Панфилова]. - Архангельск : АО ИППК РО, 2004. - 51 с. : ил. - . Вып.27. - Библиогр.: с. 45.
Год учителя в Архангельской области / М-во образования, науки и культуры Арханг. обл.; Арханг. обл. ин-т переподготовки и повышения квалификации работников образования; [авт.-сост. Н. Ю. Абасова, Т. В. Столярова; отв. за вып. Н. В. Наумова]. - Архангельск : АО ИППК РО, 2011. - 89 с. : ил.
Использование потенциала общественных объединений педагогов в деятельности государственных организаций дополнительного профессионального образования / Н.В. Наумова, Ю.Б. Ешкилев // Научная школа Т.И. Шамовой: методолого-теоретические и технологические ресурсы развития образовательных систем: Сборник статей X Международной научно-практической конференции «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами» (25 января 2018 г.) / Отв. ред. С.Г. Воровщиков, О.А. Шклярова. В 2 ч. Ч. 1. – М.: 5 за знания; МПГУ, 2018. – С. 361-364. – 0,32 п.л.
Использование потенциала сетевых профессиональных педагогических сообществ в деятельности государственных организаций дополнительного профессионального образования / Ю.Б. Ешкилев, Н.В. Наумова // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. – 2020. – № 38. – С. 25-34. – 0,5 п.л.
Как описать педагогический опыт: Метод. рекомендации / Гос. образоват. учреждение «Арханг. обл. ин-т переподготовки и повышения квалификации работников образования»; Сост. Н. В. Наумова. - Архангельск : АО ИППК РО, 2002. – 13 с.
Конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями как форма оценки качества образования: методические рекомендации / Арханг. обл. ин-т открытого образования; [сост.: Н. В. Наумова, Ю. Б. Ешкилев, О. В. Сидорова]. - Архангельск : АО ИОО, 2017. - 52 с. : ил. - Библиогр.: с. 51.
Конкурсы профессионального мастерства: в помощь молодым педагогам / [сост. Н. В. Наумова, Т. А. Титова, Е. В. Гневашева]. - Архангельск : АО ИОО, 2018. - 64 с. : ил. - Библиогр.: с. 61.
Легко ли быть молодым... / Н. В. Наумова // Сев. Двина. - 2013. - № 4. - С. 2-7.
Методические материалы по диагностике эффективности воспитательного процесса / Арханг. обл. ин-т переподготовки и повышения квалификации работников образования; [Сост. Н. В. Наумова, Г. Г. Бутакова]. - Архангельск : АО ИППК РО, 2003. – 40 с.
Модель взаимодействия педагогов - участников конкурсов профессионального мастерства и победителей конкурсного отбора в рамках ПНП «Образование» в Архангельской области : сб. метод. материалов / [авт.-сост. Н. В. Наумова[и др.]]. - Архангельск : АО ИППК РО, 2013. - 58 с. : ил. - Библиогр.: с. 58.
Модель организационно-методического сопровождения начинающих педагогов в общеобразовательных организациях Архангельской области: методические рекомендации / Арханг. обл. ин-т открытого образования; [авт.-сост. Н. В. Наумова [и др.]]. - Архангельск : АО ИОО, 2015. - 102 с. : ил. - Библиогр.: с. 98 и в тексте.
Модель учительского роста: метод. реком. / М-во образования и науки Арханг. обл., Арханг. обл. ин-т открытого образования ; авт.-сост. Н. В. Наумова, Ю. Б. Ешкилев. - Архангельск : АО ИОО, 2017. - 18 с. - Библиогр.: с. 17-18.
Модель учительского роста: опыт разработки в Архангельской области [Электронный ресурс] / Ю.Б. Ешкилев, Н.В. Наумова // Евразийский образовательный диалог: материалы международного форума / под ред. И.В. Лободы, А.В. Золотаревой. – Электрон. текстовые дан. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. – С. 26-31. – 0,3 п.л.
Мониторинг воспитательного процесса в образовательном учреждении: из опыта работы образоват. учреждений / Арханг. обл. ин-т переподготовки и повышения квалификации работников образования; сост. Н. В. Наумова, Г. Г. Бутакова, Н. И. Пермгорская. - Архангельск : АО ИППК РО, 2008. - 52 с. : ил. - Библиогр.: с. 47-50.
Направления развития системы образования Архангельской области / Н. В. Наумова // Сев. Двина. - 2014. - № 2. - С. 5-8. - Библиогр.: с. 8.
Наумова, Н.В. Проектирование и оценка профессионального роста педагогов в период аттестации на квалификационные категории «педагог-методист» и «педагог-наставник» в Архангельской области / Н.В. Наумова // Шамовские чтения: сб. статей XVII Международ. науч.-практич. конф., г. Москва, 25 января – 3 февраля 2025 г. В 2 т. Т. 2. – М.: Изд-во НШУОС, 2025. – ISBN 978-5-6053842-0-5. – С. 354-357. – 0,3 п.л. (идентификационный номер eLIBRARY ID: 80448362).
Об участии классных руководителей в областном конкурсе / Н. В. Наумова // Сев. Двина. - 2009. - № 2. - С. 6-8.
Организационно-методическое сопровождение конкурса «Воспитать человека»: методические рекомендации / Арханг. обл. ин-т открытого образования; [сост.: Н. В. Наумова, Т. А. Титова, О. В. Сидорова]. - Архангельск : АО ИОО, 2015. - 110 с. : ил. - Библиогр.: с. 106 и в тексте.
Организация воспитательного процесса в образовательном учреждении: метод. рекомендации / Арханг. обл. ин-т переподготовки и повышения квалификации работников образования; [сост. И. П. Панфилова, С. А. Горячкова, Н. В. Наумова]. - Архангельск : АО ИППК РО, 2006. - 84 с. - Библиогр. в тексте.
Организация работы с родителями в условиях реализации ФГОС общего образования: сборник методических рекомендаций / Арханг. обл. ин-т открытого образования; [авт.-сост. Н. В. Наумова]. - Архангельск : АО ИОО, 2014. - 42 с. : ил. - Библиогр.: с. 40.
Ориентация педагога на ценностное отношение к семье / Н. В. Наумова // Сев. Двина. - 2008. - № 2. - С. 2-4.
Продолжая традиции...: [сборник посвящен 70-летию института] / Арханг. обл. ин-т переподготовки и повышения квалификации работников образования; [отв. за вып. Н. В. Наумова]. - Архангельск : АО ИППК РО, 2008. - 54 с.
Профессиональный рост педагога: из опыта методического сопровождения: методические рекомендации / Арханг. обл. ин-т открытого образования ; сост.: Н. В. Наумова [и др.]. - Архангельск : АО ИОО, 2020. - 61 с. : ил. - Библиогр.: с. 60 .
Путь к успеху: портреты лидеров образования Архангельской области: сб. материалов / сост. Н. В. Наумова [и др.]. - Архангельск : АО ИОО, 2020. - 158 с.
Развитие профессиональной компетентности педагогов-участников профессионального мастерства в процессе обобщения собственного опыта: метод. рекомендации / Арханг. обл. ин-т переподготовки и повышения квалификации работников образования; [авт.-сост. Н. В. Наумова]. - Архангельск : АО ИППК РО, 2010. - 25 с. : ил. - Библиогр.: с. 24-25.
Разработка и направления реализации модели учительского роста в Архангельской области / Н.В. Наумова, Ю.Б. Ешкилев // Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения: сб. науч. тр. / XI Международ. науч.-практич. конф. «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами» (25 января 2019 г.). В 2 ч. Ч. 2. – М.: 5 за знания; МПГУ, 2019. – С. 245-249. – 0,3 п.л.
Распространение опыта инновационной деятельности учреждений-победителей конкурсного отбора / Н. В. Наумова // Сев. Двина. - 2007. - № 1. - С. 2-5.
Сетевые профессиональные педагогические сообщества: помощь в аттестации: сборник материалов / Арханг. обл. ин-т открытого образования; [авт.-сост. Н. В. Наумова, Ю. Б. Ешкилев, С. В. Суханова]. - Архангельск : АО ИОО, 2017. - 60 с. : ил. - Библиогр.: с. 28.
Сетевые профессиональные сообщества: модель сопровождения педагогов в ходе аттестации: методические рекомендации / Ешкилев Ю.Б., Наумова Н.В., Суханова С.В.; Архангельский областной институт открытого образования. – Архангельск: Изд-во АО ИОО, 2020. – 29 с.
Система профессионального роста педагогических работников как инструмент повышения конкурентоспособности регионального образования / Ю.Б. Ешкилев, Н.В. Наумова // Национальный проект «Образование»: актуальные аспекты, инновационные решения [Текст]: материалы межрегион. науч.-практ. конф., 24-25 марта 2020 г. / Упр. образования Адм. г. Иванова, Муницип. бюджет. учреждение «Метод. центр в системе образования». – Иваново: Метод. центр в системе образования, 2020. – С. 177-184. – 0,4 п.л.
Современная модель общественного управления образованием: общественно-методический совет центра / Н. В. Наумова, Н. А. Андрийчук // Сев. Двина. - 2015. - № 2. - С. 13-16.
Современный имидж педагога / Н. В. Наумова // Сев. Двина. - 2012. - № 3. - С. 2.
Современный профессиональный портрет учителя / Н. В. Наумова // Сев. Двина. - 2010. - № 2. - С. 5-6.
Социальная адаптация учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений: из опыта организации воспитательной деятельности / АО ИППК РО; [сост.: Н. В. Наумова, Н. И. Пермогорская, Г. Г. Бутакова]. - Архангельск : АО ИППК РО, 2006. – 77 с.
Творческий союз учителей / Н. В. Наумова // Сев. Двина. - 2010. - № 2. - С. 5-6.
Формы обобщения опыта работы в процессе аттестации педагогических и руководящих работников : методические рекомендации / Арханг. обл. ин-т открытого образования; [авт.-сост. Н. В. Наумова, Т. А. Титова]. - Архангельск : АО ИОО, 2014. - 69 с. : ил. - Библиогр.: с. 67.
Методическая поддержка и сопровождение педагогических работников в период аттестации на квалификационные категории «педагог-методист» и «педагог-наставник» в системе дополнительного профессионального образования региона [Текст] / Ю.Б. Ешкилев, Н.В. Наумова // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. Вып. 47. – М.: ФГБОУ ДПО РАКО АПК, 2024. – ISBN 978-5-93098-143-8. – С. 103-112. – 0,42 п.л.
Работа с профессиональными педагогическими сообществами
Архангельский областной клуб «Учитель года» (2006 г. – по настоящее время).
С 26.05.2025 по 06.06.2025, АО ИОО, Использование дистанционных образовательных технологий в системе дополнительного профессионального образования, 32 ч.
Программа профессиональной переподготовки «Менеджмент и экономика образовательных организаций», ГАОУ ДПО «Архангельский областной институт открытого образования», 2017 г.
Непомилуева К.Е. «Материалы в помощь учителю для подготовки мероприятий, посвященных 800-летию со дня рождения князя Александра Невского» // Региональный журнал АО ИОО «Северная Двина». – 2021. – №3 (май-июнь). – с. 8-11
Функциональная грамотность младшего школьника: учим решать жизненные задач (часть II) / авт.-сост.: Подчередниченко Н.А, Непомилуева К.Е., Разулевич Н.В. – 2024 г.
Работа в профессиональных конкурсах:
Областной конкурс педагогических работников «Воспитать человека – 2021, 2025». Курирование секций «Педагогический дебют», «Педагог-наставник»
Региональный интернет-форум «Современные формы и методы обучения школьников финансовой грамотности». Курирование секции «Обучение финансовой грамотности школьников через урочную деятельность».
Участие в региональном педагогическом фестивале «Большая учительская». Ведение секционного заседания по представлению опыта работы педагогов
Участие в работе жюри, экспертиза материлов ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»
Реализация инновационных проектов:
Научно-методическое сопровождение педагогов в условиях внедрения и реализации обновленных ФГОС НОО. 2022 – 2026 гг.
Научно-методическое сопровождение реализации концепций модернизации содержания и технологий преподавания учебных предметов, предметных областей
Организация индивидуально-дифференцированной работы с обучающимися с разными образовательными потребностями.
Возможности использования ресурсов ФГИС «Моя школа» в деятельности учителя начальных классов (подсистемы «Файлы», «Тесты»)
«Использование нейросетей и возможностей искусственного интеллекта при разработке дидактических материалов для начальной школы»
Методика использования интерактивных технологий и методов обучения на уроке в начальной школе
«Содержание и методика преподавания модулей «Основы православной культуры» и «Основы светской этики» в курсе «ОРКСЭ»
Практика проведения нетрадиционных форм уроков ОРКСЭ: урок в храме, урок в музее
Использование интерактивных сервисов и сайтов в курсе ОРКСЭ
Реализация инновационных проектов:
Сборники материалов:
Статьи:
2024 г.: по программе «Организационно-методические условия подготовки учителей к преподаванию финансовой грамотности на уроках обществознания в соответствии с ФГОС основного общего и среднего общего образования» в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики».
2025 г.: по программам: 1) «Использование дистанционных образовательных технологий в системе дополнительного профессионального образования» в АО ИОО, г. Архангельск, c 26.05.2025 по 06.06.2025? 32 часа; 2) «Безопасные методы и приемы выполнения работ при воздействии вредных факторов источников опасности, идентифицированные в рамках специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков («Б»); 3) «Оказание первой помощи пострадавшим» в АО ИОО, г. Архангельск.
Член жюри регионального полуфинала профессионального конкурса «Флагманы образования» в Архангельской области
Член жюри областного конкурса «Воспитать человека»
Член жюри регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»
Член жюри областного конкурса «Учитель года»
Реализация инновационных проектов:
Научно-методическое сопровождение реализации концепций модернизации содержания и технологий преподавания учебных предметов, предметных областей
Научно-методическое сопровождение педагогов в условиях внедрения и реализации обновленных ФГОС НОО
«Функциональная грамотность младших школьников: методики и технологии формирования»
«Виртуальный музей сферы образования региона: воспитательный потенциал и историческое просвещение»
«Нормативное и методическое обеспечение начального общего образования в условиях обновленных ФГОС НОО»
«Теоретические и методические аспекты формирования проектных умений младших школьников в ходе урочной и внеурочной деятельности», «Методика проектирования современного урока в начальной школе»
«Преподавание учебных предметов в условиях обновленного ФГОС НОО: содержательные и методические аспекты»
«Современные научно-методические подходы к преподаванию курса «Основы религиозных культур и светской этики»
«Формирование функциональной грамотности младших школьников в условиях ФГОС НОО»
«Содержание и методика формирования интегративных компонентов функциональной грамотности младших школьников»
Публикации:
Участие в работе жюри, экспертиза материалов регионального заочного конкурса педагогических проектов «Духовными дорогами родного края», 05.02.2024 - 11.03.2024
Участие в работе жюри, экспертиза материалов регионального заочного конкурса педагогического мастерства «Быть учителем – призванье», 09.09.2024 - 28.10.2024
Участие в работе жюри, экспертиза материалов регионального заочного конкурса методических разработок «Расскажи детям о войне», 27.01.2025 - 10.03.2025
Участие в работе жюри, экспертиза материалов регионального заочного конкурса «Изучаем Арктику: открытый урок в начальной школе», 03.02.2025 - 10.03.2025
Функциональная грамотность младших школьников: методики и технологии формирования, 2022 – 2025 гг.
Проведение экспертиз образовательных сред ПОО, ПВК педагогов;
Правовое обеспечение профессиональной деятельности;
Изучение образовательного права и нормативных правовых актов, регулирующих образовательные правоотношения;
Контекстное обучение;
Общая и профессиональная психология;
Практическая подготовка в профессиональных образовательных организациях;
Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога профессионального образования;
Soft Skills: гибкие компетенции в профессиональном образовании;
Образовательные технологии в профессиональном образовании в условиях реализации ФГОС СПО;
Профессиональные стандарты в условиях реализации ФГОС СПО;
Методическое сопровождение ФГОС СПО;
Инновации и современные образовательные технологии методического сопровождения ФГОС СПО;
Проектирование педагогического процесса в профессиональной образовательной организации;
Разработка программ профессиональных модулей и фондов оценочных средств;
Проектирование, разработка и реализация программ практик обучающихся профессиональных образовательных организаций;
Нормативно-методическое сопровождение теоретического и практического обучения в ПОО;
Образовательный процесс в профессиональных образовательных организациях;
Проектирование и реализация учебного занятия в профессиональной образовательной организации;
-
Функциональная грамотность младшего школьника: учимся решать жизненные задачи – сборник материалов / сост. Подчередниченко Н.А., Потапова Ю.Н., Непомилуева К.Е., Разулевич Н.В. — Архангельск: Изд-во АО ИОО, 2025 г.
Функциональная грамотность младшего школьника: учим решать жизненные задачи (часть 1) – сборник заданий / Подчередниченко Н.А, Пестова Т.Н., Разулевич Н.В., Цорн К.А. - Архангельск: Изд-во АО ИОО, 2023 г.
Региональный курс «Морянка»: практика преподавания (из опыта работы педагогов Архангельской области) – сборник материалов / сост. Подчередниченко Н.А., Полякова И.Ф., Разулевич Н.В. – Архангельск: Изд-во АО ИОО, 2022 г.
Работа в профессиональных конкурсах:
Участие в работе организационного комитета регионального заочного конкурса педагогического мастерства «Мои педагогические достижения», 2020
Участие в работе организационного комитета регионального заочного конкурса педагогического мастерства «Быть учителем – призванье», 2022
Участие в работе организационного комитета регионального заочного конкурса педагогических проектов «Морянка, 2022
Участие в работе организационного комитета регионального заочного конкурса педагогического мастерства «Быть учителем – призванье», 2023
Участие в работе организационного комитета, в работе жюри регионального заочного конкурса методических разработок «Лучший урок «ОРКСЭ», 2023
Участие в работе организационного комитета регионального заочного конкурса педагогического мастерства «Быть учителем – призванье», 2024
Участие в работе организационного комитета, в работе жюри регионального заочного конкурса педагогических проектов «Духовными дорогами родного края», 2024
Участие в работе организационного комитета, в работе жюри регионального заочного конкурса педагогических проектов «Духовными дорогами родного края», 2024
Участие в работе жюри регионального заочного конкурса детских проектов «Семья и ее ценности», 2024
Участие в работе организационного комитета, в работе жюри регионального заочного конкурса педагогических проектов «Изучаем Арктику!», 2025
Участие в работе жюри регионального заочного конкурса методических разработок «Расскажем детям о войне», 2025
Участие в работе организационного комитета, в работе жюри регионального заочного конкурса «Изучаем Арктику: открытый урок в начальной школе», 2025
Участие в работе организационного комитета регионального заочного конкурса педагогического мастерства «Быть учителем – призванье», 2025
Реализация инновационных проектов:
Научно-методическое сопровождение реализации концепций модернизации содержания и технологий преподавания учебных предметов, предметных областей, 2020 - 2026 гг.
Научно-методическое сопровождение педагогов в условиях внедрения и реализации обновленных ФГОС НОО, 2022 – 2026 гг.
Функциональная грамотность младших школьников: методики и технологии формирования, 2022 – 2025 гг
Инновационная деятельность:
С 27.02.2023 по 18.10.2023, Менеджмент и экономика, АО ИОО.
2018 год:
Проект «МиР: малыш и родители»
«Создание на базе образовательных организаций лабораторий по актуальным вопросам регионального образования»
«Профессиональное сообщество педагогов-дефектологов Архангельской области»
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование.
Член жюри регионального конкурса видеоматериалов "Окрыленные детством"
Член профессионального жюри заключительного этапа VIII Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» в 2017 году
Эксперт регионального заочного конкурса «Учитель учителю: опыт реализации образовательными организациями целевой модели наставничества»
Организационно – методическое сопровождение и экспертиза Регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя»
Член жюри регионального этапа Всероссийского конкурса «Мастер года»
Работа в составе конкурсной комиссии по проведению конкурса на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности (федеральный уровень)
Работа в составе конкурсной комиссии по проведению конкурса на присуждение премии Архангельской области «Призвание – учить и воспитывать» (региональный уровень)
Организационно – методическое сопровождение и экспертиза Архангельского областного банка педагогической информации.
Организационно-методическое сопровождение областных конкурсов профессионального мастерства «Учитель года», «Воспитать человека»
Член жюри различных конкурсов профессионального мастерства, проводимых АО ИОО для педагогов образовательных организаций•
Региональный координатор Всероссийских конкурсов профессионального мастерства
Инновационный проект «Путь к успеху» (областная творческая мастерская)», январь 2022 – декабрь 2024 гг.
Инновационный проект «Конкурсы профмастерства: достигаем успеха вместе!», январь 2025 – декабрь 2029 гг.
Современные образовательные технологии
Теоретические и практические основы применения технологии песочной анимации в работе с детьми
Кинопедагогика
Обобщение педагогического опыта
Подготовка к конкурсам профессионального мастерства
-
Публикации:
Работа в профессиональных конкурсах:
-
Реализация инновационных проектов:
Реализация Плана мероприятий по распространению эффективных условий адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов в Архангельской области на 2016-2018 годы
Участие в реализации проектов образовательной инновации «Обеспечение преемственности организационно-методического сопровождения конкурсов профессионального мастерства разных уровней в условиях реализации модели профессионального роста педагога в Архангельской области» (2020-2022 г.г.), «Конкурс - ресурс профессионального развития педагогов» (2023-2024 г.г.).
Научно-методическое и организационное обеспечение реализации приоритетных направлений модернизации образования.
Организационно – методическое сопровождение участников областных конкурсов профессионального мастерства «Учитель года», «Воспитать человека».
Организация конкурса на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности на федеральном уровне, конкурса на присуждение премии Архангельской области «Призвание – учить и воспитывать» педагогическим работникам.
Преподаваемые дисциплины:
Преподаваемые дисциплины:
Чтение лекций в модулях дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогов:
Член жюри в номинации «Лучший инклюзивный детский сад» Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа»;
Член жюри регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа»;
Председатель жюри в номинации «Учитель-логопед» регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель-дефектолог».
Председатель жюри в номинации «Педагог-дефектолог» регионального этапа Всероссийского конкурса «Воспитать человека».
Организация и функционирование профессионального сообщества педагогов-дефектологов Архангельской области.
Организационно-методическое сопровождение деятельности лабораторий кафедры по вопроса развития образования детей с ОВЗ (на базе образовательных и иных организаций)
Обеспечение функционирования информационного ресурса «Малыш и Родители» на портале «Образование Архангельской области».
Нарушения письма и чтения; коррекция миофункциональных нарушений в логопедической практике; игровое и диалогическое взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями; инклюзивное образование.
«Логопедия (дислалия, ринолалия, заикание, нарушение голоса, нарушения письменной речи)», «Специальная педагогика и психология», «Теория и практика инклюзивного образования», «Психолингвистика», «Обучение и воспитание детей с нарушениями речи», «Тьюторское сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», «Онто-и дизонтогенез речевой деятельности».
Член жюри областного конкурса среди общеобразовательных организаций Архангельской области на лучшую организацию работы по предупреждению экстремистских и террористических угроз (2022 г.)
Член жюри III регионального заочного конкурса видеоматериалов и методических разработок «Знаю. Умею. Научу» (2022г, 2023 г.)
Член жюри второго регионального заочного педагогического марафона «Классная команда» (2024 г.)
Член жюри областного конкурса «Воспитать человека» (2025 г.)
Член жюри регионального заочного конкурса «Коллекция школьных событий» (2025 г.)
Эксперт регионального этапа Всероссийского проекта для специалистов сферы отдыха и оздоровления детей «СТОлица» (2025 г.)
Член конкурсной комиссии по проведению конкурса на присуждение премии Архангельской области «Призвание – учить и воспитывать» педагогическим работникам (2025 г.)
1. Архангельское педагогическое училище, год окончания 1983г. Специальность: воспитатель дошкольных учреждений.
2. г. Москва. Международный университет бизнеса и управления, год окончания 2003г. Специальность: менеджмент.
3. Северный (Арктический)федеральный университет имени М.В. Ломоносова, год окончания 2017. Магистр по направлению подготовки Психолого-педагогическое образование.
Нормативно-правовое сопровождение реализации предметной области "Технология", содержание и методика преподавания учебного предмета «Технология», стандартизация образования, профессиональная компетентность учителя.
Сетевые профессиональные педагогические сообщества: помощь в аттестации: сборник материалов / Н.В. Наумова, Ю.Б. Ешкилев, С.В. Суханова; Архангельский областной институт открытого образования. – Архангельск: АО ИОО, 2017. – 57 с.
Нормативные правовые документы по новому порядку проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Ч II: сборник /сост. Н.В.Веревкина, Г.И.Горшкова, С.В.Суханова, Т.В.Баранова – Архангельск: АО ИОО, 2015. – 134 с.
Суханова С.В. Компетентность эксперта, участвующего в аттестации педагогических кадров // Информационно-методический журнал «Северная Двина, № 2, 2016.
Статья «Компетентность эксперта, участвующего в аттестации педагогических кадров» в сборнике материалов ХХIII межрегиональной студенческой научно-практической конференции и ХVIII международных педагогических чтений «Формирование инновационной образовательной среды как условие развития субъектов образовательного процесса» ( ГБПОУ АО «Архангельский педагогический колледж» - Архангельск: КИРА, 2016. – 363 с.
Документальное сопровождение аттестации педагогических работников: метод.реком. / сост. Н.В. Веревкина, Г.И. Горшкова, С.В. Суханова. – Архангельск: Изд-во АО ИОО, 2016. – 66 с.
Аттестация педагогических работников образовательных организаций Архангельской области за 2016 год: статистические данные по итогам аттестации в 2016 году / сост. Т.В.Баранова (и др.). – Архангельск: Изд-во, 2017. - 26 с.
Формы взаимодействия специалистов (экспертов) образовательных организаций Архангельской области при аттестации педагогических работников / Н.В. Веревкина, С.В. Суханова // Эффективные практики реализации федеральных государственных образовательных стандартов [Электронный ресурс]: сборник материалов XXVI межрегиональной студенческой научно-практической конференции и XXI межрегиональных педагогических чтений (Архангельск, 27-28 февраля 2019 года) : [16+ / редкол.: Ю.А. Спехина и др.]. – Архангельск : КИРА, 2019 – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – С. 4-10. – 0,4 п.л.
Компетентность эксперта как фактор успешности аттестации педагогических работников / С.В. Суханова // Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации: сб. науч. тр. / XII Международ. науч.-практич. конф. «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами», 25 января 2020 г. В 2 ч. Ч. 2. – М.: МАНПО, 5 за знания, 2020. – ISBN 978-5-98923-898-9. – С. 89-94. – 0,3 п.л. (РИНЦ, https://elibrary.ru/item.asp?id=42664649, идентификационный номер eLIBRARY ID: 42664649);
Сетевые сообщества как инструмент методической поддержки педагога в условиях цифровизации образовательного процесса // XIV Международная научно-практическая конференция «Шамовские педагогические чтения», г. Москва, 22-25 января 2022 г.: сборник статей. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Изд-во НШУОС, МАНПО, «5 за знания», 2022. – С. 494-499. – 0,48 п.л. – ISBN 978-5-98923-919-1.
Банк экспертов как организационно-методический ресурс региональной системы аттестации педагогических работников [Электронный ресурс] / С.В. Суханова // Евразийский образовательный диалог: материалы международного форума / под ред. И.В. Лободы, А.В. Золотаревой. – Электрон. текстовые дан. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019. – С. 403-407. – 0,3 п.л. – ISBN 978-5-907070-31-8. – URL: http://forum.yar.ru/fileadmin/obr_forum1/2019/doc/sbornik-materials-2019.pdf.
Региональный банк специалистов (экспертов) региональной аттестационной комиссии как сетевое педагогическое сообщество [Электронный ресурс] / С.В. Суханова // Евразийский образовательный диалог: материалы международного форума / под ред. И.В. Лободы, А.В. Золотаревой. – Электрон. текстовые дан. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. – С. 496-500. – 0,3 п.л. – ISBN 978-5-907070-71-4. – URL: http://forum-yar.tilda.ws/ (https://disk.yandex.ru/i/AARL3fnxS4X0Hw).
Банк экспертов как организационно-методический ресурс региональной системы аттестации педагогических работников / С.В. Суханова // Конференциум АСОУ [Электронный ресурс]: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Вып. 2 / сост. Е.А. Руднев. – Электрон. дан. (15,8 Мб). – М.: АСОУ, 2020. – 1 электрон. опт. диск. – ISBN 978-5-91543-308-2. – С. 120-127. – 0,3 п.л. – URL: http://new.asou-o.ru/images/06/сборник_2020_2_1.pdf (РИНЦ, eLIBRARY.RU: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43049021) (идентификационный номер eLIBRARY ID: 43049021).
Банк экспертов как информационно-технологический ресурс региональной системы аттестации педагогических работников / С.В. Суханова, А.О. Петров // Конференциум АСОУ [Электронный ресурс]: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Вып. 2 / под ред. А.А. Лубского. – Электрон. дан. (7,0 Мб). – М.: АСОУ, 2021. – 1 электрон. опт. диск. – ISBN 978-5-91543-321-1. – 0,4 п.л.
Интеграция аттестационных процедур с региональной системой профессионального роста педагогических работников: использование потенциала сетевых экспертных сообществ / С.В. Суханова // XV Международ. науч.-практич. конф. «Шамовские чтения», г. Москва, 21-25 января 2023 г.: сб. статей. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Изд-во НШУОС, МАНПО, «5 за знания», 2023. – С. 462-467. – 0,4 п.л. – ISBN 978-5-98923-938-2 (РИНЦ; идентификационный номер eLIBRARY ID: 50314557; eLIBRARY.RU: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50314557&pff=1).
Инновационная работа:
Работа в профессиональных конкурсах:
1. АО ИОО Обучение по охране труда «Безопасные методы и приемы выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированные в рамках специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков», 16 ч., 2023 г.
2. АО ИОО «Экспертиза профессиональной деятельности педагогического работника при аттестации на квалификационную категорию», 40 ч. с 05.12.2022 по 09.12.2022,
3. АО ИОО «Основные направления в деятельности педагога дополнительного образования», 24ч, с 09.09.2021 по 24.09.2021
4. 16.02.2023-31.10.2023, АО ИОО, «Методическое сопровождение образовательного процесса в организации дополнительного профессионального образования», 32 ч.
5. 05.12.2022-09.12.2022, АО ИОО, «Экспертиза профессиональной деятельности педагогического работника при аттестации на квалификационную категории», 40 ч.
Таскаева Л.Г. Метод проектов в системе исследовательской деятельности обучающихся // Сборник научных статей преподавателей, аспирантов, соискателей, магистрантов и студентов: Научно-методическое обеспечение современного педагогического образования. Выпуск 2. / Под ред. А.В. Борчук - Архангельск: ПГУ. 2010. – С. 89-95.
Таскаева Л.Г. Исследовательские проекты учащихся по химии // Сборник научных статей преподавателей, аспирантов, соискателей, магистрантов и студентов: Научно-методическое обеспечение современного педагогического образования. Выпуск 2. / Под ред. А.В. Борчук – Архангельск: ПГУ. 2010. – С. 200-205.
Таскаева Л.Г., Чагина Н.Б. Проблема изучения структурной организации вещества в концентрированном курсе химии средней школы на примере ядерного уровня // Вестник Северного Арктического Федерального университета.-2012. – № 5. – С.127-131
Таскаева Л.Г., Нестерова Л.Н. Роль химического эксперимента в преподавании углублённого курса органической химии в условиях модернизации школьного образования // Северная Двина. – 2013. – № 3.
Таскаева Л.Г., Нестерова Л.Н. Методика обучения школьников составлению уравнений окислительно-восстановительных реакций // Северная Двина 2014 г. – №5. – С. 10-14.
Таскаева Л.Г., Нестерова Л.Н. Методика обучения учащихся решению экспериментальных задач в системе подготовки к единому государственному экзамену по химии // Инновации в современном естественнонаучном образовании: модели, методы, технологии: сборник материалов материалам Всероссийской научно-практической конференции 23 апреля 2015 г. – Белгород, издательство БелИРО, – 2015 г. – С. 122-124.
Таскаева Л.Г., Нестерова Л.Н. Мысленный химический эксперимент- задание высокого уровня сложности основного государственного экзамена // Северная Двина. – 2016. – № 4. – С. 38-40
Таскаева Л.Г., Нестерова Л.Н. Решение экспериментальных задач по химии в системе подготовки к ЕГЭ // Северная Двина. – 2016. – № 4. – С.40-44
Таскаева Л.Г., Мартынова Н.Н. Наш подход к определению уровня обученности // Химия в школе. – 2016 г. – № 10. – С. 20-24
14.10.2024-30.10.2024, ГАОУ ДПО АО ИОО «Методические аспекты формирования и оценки естественно-научной грамотности обучающихся»
13.01.2025-17.01.2025, ГАОУ ДПО АО ИОО «Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя (биология)»
03.03.2025-06.03.2025, ГАОУ ДПО АО ИОО «Организация профориентационной работы в школе»
Пособия:
Инновационная работа:
1. ФГАОУВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», 2011, учитель технологии и предпринимательства.
2. ФГАОУВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», 2020, магистр «Экономика».
Публикации:
Работа в профессиональных конкурсах:
Реализация инновационных проектов:
Инновационный проект «Образовательные технологии в практической деятельности учителя-предметника» (2021-2024 гг)
Инновационный проект «Диагностический инструментарий для внутренней оценки профессиональной компетенции учителя-предметника по направлению «Обучение» (2021-2024 гг)
1. САФУ, 2021, Специалист по продвижению в социальных сетях, 144 ч.
2. 15.04.2024-19.04.2024, АО ИОО, Основы тренинговой работы для классного руководителя, 40 ч.